Меню
Меню

Обучающимся и родителям

Рабочая программа по русскому языку

(Для 8-х и 9-х классов)
Рабочая программа по литературе
(Для 8-х и 9-х классов)
Рабочая программа по русской (родной) литературе
(Для 9-х классов)
Список для летнего чтения
переходящим в 9 класс

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII века

М. В. Ломоносов. Стихотворения: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору).
  • Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др.
  • Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
.

Литература первой половины XIX века

  • В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Море», «Невыразимое», «Светлана» и др.
  • А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

Поэзия пушкинской эпохи

  • К. Н. Батюшков. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».
  • Е. А. Баратынский. Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение».
  • А. А. Дельвиг, Н. М. Языков. Стихотворения по выбору.

(не менее трёх стихотворений по выбору из авторов выше).


  • А. С. Пушкин. Стихотворения: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Узник», «Птичка», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Погасло дневное светило…», «Храни меня, мой талисман…», «Воспоминание («Когда для смертного умолкнет шумный день…»)», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Не дай мне, бог, сойти с ума…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Вновь я посетил…», «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Редеет облаков летучая гряда…», «К морю», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Цветок», «Зимнее утро», «Осень», «Туча», «Сожжённое письмо», «К*** («Я помню чудное мгновенье…»)», «19 октября», «Признание», «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё быть может…», «Мадона», «Пророк», «Кипренскому», «Поэт», «Поэту», «Моя родословная», «Эхо», «(Из Пиндемонти)», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; (дополнительно: «Бесы», «Свободы сеятель пустынный…»); поэма «Медный всадник»; роман в стихах «Евгений Онегин».
  • М. Ю. Лермонтов. Стихотворения:«Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…»)», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта», «Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)», «Завещание («Наедине с тобою, брат…»), «Пророк», «Предсказание», «Два великана», «Бородино», «Спеша на север из далёка…», «Прощай, немытая Россия…», «Родина», «Нищий», «Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»)», «Из-под таинственной холодной полумаски…», «Утёс», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Парус», «Гляжу на будущность с боязнью…», «1-е января («Как часто пёстрою толпою окружён…»)», «И скучно и грустно, и некому руку подать…», «На севере диком стоит одиноко…», «Выхожу один я на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Три пальмы», «Молитва («В минуту жизни трудную…»)», «Из Гёте («Горные вершины…»)», «Тучи»; (дополнительно: «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…»); роман «Герой нашего времени».
  • Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».

Отечественная проза первой половины XIX века

(одно произведение по выбору)

  • Антоний Погорельский. «Лефертовская маковница».
  • А. А. Бестужев-Марлинский. «Часы и зеркало».
  • А. И. Герцен. «Кто виноват?» (главы по выбору)

Из зарубежной литературы

  • Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).
  • У. Шекспир. Трагедия«Гамлет» (фрагменты по выбору).
  • И. В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).
  • Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона»; поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).

Зарубежная проза первой половины XIX в.
(одно произведение по выбору)
  • Произведения Э. А. Т. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта.
Список для летнего чтения
переходящим в 10 класс

Литература второй половины XIX века

  • А. Н. Островский. Драма «Гроза». Пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтёмся» и др. (одно произведение по выбору).
  • И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Романы и очерки (одно произведение по выбору). Например, «Обыкновенная история», очерки из книги «Фрегат ”Паллада“» и др.
  • И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повести и романы (одно произведение по выбору). Например, «Первая любовь», «Вешние воды», «Рудин», «Дворянское гнездо» и др. Статья «Гамлет и Дон Кихот».
  • Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»), «Певучесть есть в морских волнах…», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Эти бедные селенья…», «О вещая душа моя!..», «День и ночь» и др.
  • Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Памяти Добролюбова», «Пророк» и др. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  • А. А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…», «Заря прощается с землёю...», «На заре ты её не буди…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «На стоге сена ночью южной…» и др.
  • А. К. Толстой. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…» и др.
  • Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору). Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева ”Ася“».
  • Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Повести и романы (одно произведение по выбору). Например, «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Идиот», «Подросток» и др.
  • Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Рассказы, повести и романы (одно произведение по выбору). Например, рассказы из цикла «Севастопольские рассказы», «Смерть Ивана Ильича», «Анна Каренина» и др.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее четырёх глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др. Сказки (не менее трёх по выбору). Например, «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Коняга» и др.
  • Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее двух произведений по выбору). Например, «Очарованный странник», «Однодум», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда» и др.
  • А. П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по выбору). Например, «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином» и др. Комедия «Вишнёвый сад». Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» (одно произведение по выбору).

Литературная критика второй половины XIX века

Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров», «Мотивы русской драмы», А. В. Дружинина «” Обломов”. Роман И. А. Гончарова», А. А. Григорьева «После ” Грозы” Островского», Н. Н. Страхова «Сочинения гр. Л. Н. Толстого» и др. (не менее трёх статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением).


Литература народов России

Стихотворения и поэмы (не менее одного произведения по выбору). Например, стихотворения Г. Тукая, стихотворения и поэма «Фатима» К. Хетагурова и др.).


Зарубежная литература

Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды», Г. Флобера «Мадам Бовари», Э. Золя «Творчество», Г. де Мопассана «Милый друг» и др.

Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна и др.

Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца», «Одинокие», Г. Ибсена «Кукольный дом», «Пер Гюнт» и др.

Список для летнего чтения

поступающим в колледжи

Литература второй половины XIX века


  • А.Н. Островский. Драма «Гроза».
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...») и другие.
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») и другие. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  • А.А. Фет. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и другие.
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее двух глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и другие.
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
  • Н.С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Очарованный странник», «Однодум» и другие.
  • А.П. Чехов. Рассказы (не менее трёх по выбору). Например, «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре» и другие. Комедия «Вишнёвый сад».

Литературная критика второй половины XIX века

Статьи H.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров» и других (не менее двух статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением).


Литература народов России

Стихотворения (не менее одного по выбору). Например, Г. Тукая, К. Хетагурова и других.


Зарубежная литература

  • Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»; Г. Флобера «Мадам Бовари» и другие.
  • Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и другие.
  • Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца», Г. Ибсена «Кукольный дом» и другие.

Литература конца XIX – начала ХХ века

  • А.И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Гранатовый браслет», «Олеся» и другие.
  • Л.Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда Искариот», «Большой шлем» и другие.
  • М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов» и другие. Пьеса «На дне».
  • Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного поэта по выбору). Например, стихотворения К.Д. Бальмонта, М.А. Волошина, Н.С. Гумилёва и другие.

Литература ХХ века

  • И.А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и другие.
  • А.А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и другие. Поэма «Двенадцать».
  • В.В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» и другие. Поэма «Облако в штанах».
  • С.А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и другие.
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и другие.
  • М.И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и другие.
  • А.А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и другие. Поэма «Реквием».
  • Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).
  • М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).
  • М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору).
  • А.П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и другие.
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и другие.
  • Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух писателей по выбору). Например, В.П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю.В. Бондарев «Горячий снег»; В.В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К.Д. Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В.Л. Кондратьев «Сашка»; В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е.И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие.
  • А.А. Фадеев «Молодая гвардия».
  • В.О. Богомолов «В августе сорок четвёртого».

Поэзия о Великой Отечественной войне.

Стихотворения (по одному стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д. Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого и других.


Драматургия о Великой Отечественной войне.

  • Пьесы (одно произведение по выбору). Например, В.С. Розов «Вечно живые» и другие.
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Снег идёт», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие.
  • А.И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»).
  • В.М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и другие.
  • В.Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и другие.
  • Н.М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и другие.
  • И.А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» и другие.

Проза второй половины XX – начала XXI века

Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем трёх прозаиков по выбору). Например, Ф.А. Абрамов («Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и другие); Ч.Т. Айтматов (повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и другие); В.И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и другие); Г.Н. Владимов («Верный Руслан»); Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и другие); Ю.П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и другие); В.О. Пелевин (роман «Жизнь насекомых» и другие); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и другие); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и другие); Ю.В. Трифонов (повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» и другие); В.Т. Шаламов («Колымские рассказы», например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и другие) и другие.


Поэзия второй половины XX – начала XXI века

Стихотворения (по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Т.Ю. Кибирова, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш. Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.


Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века

Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов «Иркутская история»; А.В. Вампилов «Старший сын»; К.В. Драгунская «Рыжая пьеса» и другие.


Литература народов России

Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору). Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и другие; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и других.


Зарубежная литература

  • Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф. Кафки «Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»; Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; О. Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и других.
  • Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т.С. Элиота и другие.
  • Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и других.
Памятка для само- и взаимооценивания компьютерной презентации
По каждому критерию выставляется до 3 баллов

Соответствие цели и задачам

  • Презентация соответствует цели работы, являясь электронным документом-приложением к письменной работе или устному выступлению (2 балла).

или

  • Содержание презентации имеет некоторые расхождения с содержанием проектной работы (1 балл).

Логика, фактическая точность

  • Работа выстроена логично, без фактических ошибок, представлены ясные и убедительные аргументы. Разъяснены понятия, обеспечивающие полное понимание идей автора (2 балла).

или

  • Презентация должна быть более информативной. Не все ключевые положения убедительны, не все нашли место в презентации (1 балл).

Оригинальность и самостоятельность

  • Учащийся демонстрирует способность творчески работать, собственный творческий стиль. Ответы на вопросы грамотны, оригинальны, свидетельствуют о хорошем знании материала, умении автора отбирать необходимую информацию (2 балла).

или

  • В работе не чувствуется индивидуальность автора, презентация скопирована без изменений и дополнений (0 баллов).

Использование различных источников информации

  • Привлекаются иллюстрации, ссылки на различные источники информации, но в то же время работа самостоятельная, индивидуальная, отличается оригинальностью в решении рассматриваемых проблем (2–3 балла).

или

  • Работа частично не самостоятельна, однако автор не ссылается на использованные ресурсы (0–1 балл).

Грамотность и выразительность речи

  • Текст презентации написан без ошибок (орфографических, грамматических, пунктуационных) (2– 3 балла).

или

  • В тексте допущены ошибки, не все мысли выражены чётко, много повторов, неоправданных знаков препинания (0–1 балл).

Оформление

  • Работа оформлена в соответствии с требованиями к презентации (размер шрифта 24, все слайды имеют одинаковый цветовой фон, количество слайдов соответствует требованиям и не превышает 12––13; есть ссылки на использованные электронные текстовые материалы, фотографии, иллюстрации) (2–3 балла).

или

  • Работа выполнена аккуратно, без излишеств, отвлекающих читателя от рассматриваемых проблем (1 балл).

или

  • Требования к оформлению слайдов соблюдены не всегда: шрифт у слайдов разных размеров, автор использует разный дизайн слайдов, число слайдов превышает рекомендованную норму. Не всегда к месту разного рода анимация (0 баллов).

Итоговое количество баллов:

25 баллов– максимальное количество

Рейтинговая оценка:

0-8 баллов – «2» презентация слабая по большинству критериев;

9-12 баллов – «3» презентация требует доработки;

13–19 баллов – «4» большинство критериев соответствует требованиям;

20–25 балла – «5» очень хорошая презентация.

Критерии оценивания проектной и исследовательской деятельности учащихся
По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов

Содержательный компонент (перечень критериев):

  • Значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике
  • Правильность выбора используемых методов исследования
  • Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей
  • Доказательность принимаемых решений
  • Наличие аргументированных выводов и заключений

Деятельностный компонент (перечень критериев):

  • Степень индивидуального участия каждого исполнителя в выполнении проекта
  • Характер взаимодействия участников проекта

Результативный компонент (перечень критериев):

  • Форма предъявления проекта и качество его оформления
  • Презентация проекта
  • Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов
  • Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов
  • Новизна представляемого проекта

Итоговое количество баллов:

24 балла – максимальное количество

Рейтинговая оценка:

0-6 баллов – «2» («неудовлетворительно»).

7-12 баллов – «3» («удовлетворительно»).

13-18 баллов – «4» («хорошо»).

19-24 балла – «5» («отлично»).

Требования к отзыву о прочитанной книге

Как написать отзыв о книге


Отзыв – это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным

произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим

читателям.


Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Общая схема

здесь была бы не уместна и, скорее всего не помогла бы, а лишь навредила.

Тем не менее, можно дать некоторые рекомендации в последовательности и

содержании отзыва, встречающиеся в школе.


Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:


  1. Краткое сведение о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.
  2. Тезис – мнение читателя о книге и доказательства справедливости этого тезиса.
  3. Вывод – общая оценка книги.

Рассмотрим данные пункты более подробно.


  1. Запишите имя автора и название произведения. Далее можно написать в какое время происходили события, описанные в книге, что вы знаете об этом историческом периоде из книг и кинофильмов. Затем можно упомянуть те личности, которые стоят в центре повествования.
  2. В главной части отзыва нужно выразить свое мнение о прочитанном произведении. Можно написать свое отношение к книге, главным героям, описать наиболее понравившиеся места в произведении и обосновать, почему они понравились. Практически во всех отзывах дается характеристика одного или нескольких героев. Можно рассказать о том, какие черты характера, поступки, подвиги героев прочитанной книги взволновали положительными качествами людей – их добротой, храбростью, и выражаете свое презрение к отрицательным персонажам, возмущаясь их подлостью, лживостью, трусостью. Наиболее интересные отзывы получаются, когда есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными из других книг или из жизни.
  3. В отзыве надо обязательно дать оценку книге. Возможно, написать свои пожелания или советы другим ребятам, рассказать, о чем вы размышляли после прочтения книги, чему она вас научила. Может быть, вы захотели перечитать эту книгу ещё раз, напишите почему. В конце можно написать своё мнение о языке книги и привести в пример понравившийся отрывок.

Вопросы, которые помогут в работе над отзывом.


О чём эта книга?

Что вы знаете об авторе книги?

Какова тема и основная мысль произведения?

Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Как вы думаете, почему автор выбрал именно это название для своего

произведения?

Понравилась ли книга? Чем?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

С кем из персонажей вы хотели бы подружиться? Почему?

Как вы охарактеризуете главных героев?

Где и в какое время происходили события, описанные в книге?

Упоминается ли в книге о каком-либо важном историческом событии?

Что вы знаете об этом историческом периоде из других книг, кинофильмов?

На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему?

О чём вы размышляли после прочтения книги?

Что вам запомнилось, что показалось необычным?

Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?

Чему научила вас эта книга?


Примерный план отзыва о прочитанной книге


Вступление


(Я прочитал(а)… Эту книгу написал… или Книга была написана известным писателем… Это произведение мне… (Общее впечатление…))


Основная часть


  1. Основные события и их оценка (интересно, увлекательно, скучно и др.). В книге рассказывается о том, как… или Эта книга знакомит нас с… (не пересказывать всё содержание!)
  2. Характеры главных героев и личное отношение к ним. (Главными героями этой книги (повести, рассказа и т.п.) являются…). Из всех героев книги больше всего мне понравился… Он… (назови черты характера героя). Я хотел(а) бы быть похожим на него или Я хотел (а) бы дружить именно с ним).
  3. Язык писателя (лёгкий, сложный, понятный, непонятный).

Заключение


Чему вас научила книга (рассказ, повесть и т.п.) (Эта книга научила меня тому, что…). Советы новым читателям.

Требования к презентации для проектов по литературе

Рекомендации по созданию и оценке учебных презентаций Microsoft PowerPoint


Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: портреты писателей, иллюстрации к художественным произведениям, видеоролики экранизаций и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации


Общие требования к презентации:



  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя автора; класс и образовательная организация, где учится автор проекта.
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
  • Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:


I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение потребностей аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.Планирование презентации включает в себя:



1) Определение целей.

2) Сбор информации об аудитории.

3) Определение основной идеи презентации.

4) Подбор дополнительной информации.

5) Планирование выступления.

6) Создание структуры презентации.

7) Проверка логики подачи материала.

8) Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.


Требования к оформлению презентаций


В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

  • Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:


Содержание информации

  • Используйте короткие слова и предложения.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.
  • Для информации не менее 18.
  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

  • Следует использовать:

- рамки; границы, заливку;

- штриховку, стрелки;

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.



Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

Критерии оценивания презентации


Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.

Тема презентации

Соответствие темы программе учебного предмета, раздела


Дидактические и методические цели и задачи презентации

  • Соответствие целей поставленной теме
  • Достижение поставленных целей и задач

Выделение основных идей презентации

  • Соответствие целям и задачам
  • Содержание умозаключений
  • Вызывают ли интерес у аудитории
  • Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

Содержание

  • Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях
  • Все заключения подтверждены достоверными источниками
  • Язык изложения материала понятен аудитории
  • Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации для создания проекта – презентации

  • Графические иллюстрации для презентации
  • Статистика
  • Диаграммы и графики
  • Экспертные оценки
  • Ресурсы Интернет
  • Примеры
  • Сравнения
  • Цитаты и т.д.

Подача материала проекта – презентации

  • Хронология
  • Приоритет
  • Тематическая последовательность
  • Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и переходы во время проекта – презентации

  • От вступления к основной части
  • От одной основной идеи (части) к другой
  • От одного слайда к другому
  • Гиперссылки

Заключение

  • Яркое высказывание - переход к заключению
  • Повторение основных целей и задач выступления
  • Выводы
  • Подведение итогов
  • Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации

  • Шрифт (читаемость)
  • Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)
  • Элементы анимации

Техническая часть

  • Грамматика
  • Подходящий словарь
  • Наличие ошибок правописания и опечаток


Критерии оценивания презентаций (баллы)

По каждому критерию выставляется от 1 до 3 баллов

  1. Связь презентации с программой и учебным планом
  2. Содержание презентации.
  3. Заключение презентации
  4. Подача материала проекта – презентации
  5. Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)
  6. Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений Microsoft Office
  7. Графический дизайн
  8. Техническая часть
  9. Эффективность применения презентации в учебном процессе

Итоговое количество баллов:

27 баллов – максимальное количество

Рейтинговая оценка:

19 баллов – 70% - «3» («удовлетворительно»).

22 балла – 80% - «4» («хорошо»).

24 балла – 90% - «5» («отлично»).

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website