Мастер-класс по рассказу Л. Н. Толстого
«После бала»
Мастер-класс в 7 «А» классе провели учителя высшей квалификационной категории Владимир Георгиевич Шаповалов (учитель истории, обществознание и ОДНКНР) и Арген Артёмовна Гаспарян (учитель русского языка и литературы) при научно-методической поддержке кафедры общественно-гуманитарного образования ГАУ ДПО РО ИРО. Автором идеи особого формата проведённого мероприятия выступила председатель МО учителей русского языка и литературы гимназии, учитель высшей квалификационной категории Елена Михайловна Глагола.
Занятие, ставшее основой мастер-класса, носило метапредметный характер, предполагало погружение в культурно-историческую эпоху создания текста художественного произведения и в эпоху николаевской России, во время изображения событий в толстовском рассказе. Главной особенностью изучения произведения в современной школе является тот факт, что,в связи с включением этого текста в примерные рабочие программы, созданные на основе обновлённого ФГОС ООО, предполагается освоение его идейно-художественного своеобразия в 7 классе (в прежних программах, УМК «После бала» изучался в 8 классе). Это, несомненно, вызывает некоторые трудности у учителей-словесников, работающих в данной параллели. Ведь большинство исследователей творчества Л. Н. Толстого считают данное произведение одним из поворотных текстов русской литературы, связанным со своеобразным подведением итогов писателем нравственных и духовных исканий в течение 75 прожитых им лет, что может осложнить его понимание современными семиклассниками.
Это заставило учителей-предметников, организовавших работу мастер-класса, сосредоточить внимание обучающихся прежде всего на нравственной проблематике рассказа «После бала».
Учителя, погружая учеников в атмосферу николаевской эпохи, сделали основной акцент на постановке автором вопросов чести, достоинства, порядочности и справедливости, являющихся вневременными ценностями.
Кроме того, учитывая возрастные психологические особенности обучающихся, педагоги предложили детям «разыграть» наиболее значимые, ключевые моменты произведения, используя технологию «проживания» художественного образа.
Специфика детского коллектива 7 «А» класса заключается в том, что многие его обучающиеся являются участниками внеурочного курса «Школьный театр» и в течение последних двух лет принимали активное участие в многочисленных театральных проектах и конкурсах муниципального и регионального уровней. В связи с этим, невзирая на сложность предложенного для освоения в рамках мастер-класса материала, ученики смогли «погрузиться» в художественный замысел писателя, выявить его главные моменты. Органично соединив в рамках мастер-класса глубокое знакомство с историческими реалиями, характеризующими эпоху, в которую разворачивается действие основной части рассказа, и внимание к художественным особенностям толстовского шедевра, В.Г. Шаповалов и А.А. Гаспарян сумели убедить семиклассников в справедливости слов Михаила Александровича Шолохова «Лев Толстой навсегда останется в русской и мировой литературе величавой, недосягаемой вершиной».